А стоит ли бояться строить зимой?
Весна - период времени, когда во многих сферах деятельности начинается подъем деловой активности. Компании более энергично развертывают свою деятельность, и для ее обеспечения большинство из них нуждаются в промышленных, складских или торговых помещениях. Соответственно, обычно весной с таянием снегов начинается строительство промзданий. В последнее время - это чаще всего здания из металлоконструкций, как наиболее быстрого, мобильного и надежного варианта склада, цеха, торгового центра или терминала. Но общеизвестно, что строительство "под ключ" занимает довольно продолжительное время и большинство таких "долгостроев", сдаются только на следующий год. Несмотря на то, что здания из ЛМК (Легких Металлических Конструкций) возводятся гораздо быстрее, чем капитальные. Следовательно, компании "теряют" время и прибыль, которую они могли бы получить, введя объект в эксплуатацию уже сейчас.
Этого можно избежать, если не ждать весны, а начать строительство в тот момент, когда было принято такое решение. Но многие компании и фирмы останавливает крепко "засевший стереотип" - зимой не строят, а если все же осуществить строительство зимой, то хозяин построенного здания в дальнейшем при его эксплуатации будет иметь немалые проблемы.
Рассмотрим основные мифы о зимнем строительстве, вводящие в заблуждение большинство людей. Постараемся развенчать опасения, которые испытывает Заказчик, при желании начать строительство зимой и как решаются задачи зимнего строительства профессиональными строителями:
- Трудности с устройством фундамента и последующая деформация его весной. Общеизвестно, что устройство фундамента гораздо легче осуществить летом, чем копать промерзлую землю. Вдобавок, в зимнее время раствор бетона замерзает раньше, не успев набрать критической прочности.
Но мерзлая земля в наше время уже не проблема - в строительстве имеются наработанные технологии разогрева земли, причем отогревание земли происходит достаточно быстро, так как при умеренном климате и основательное промерзание почвы достигает глубины лишь до 30 см.
Что касается бетона, то существуют различные приемы, обеспечивающие необходимый температурный режим затвердения бетона:
- Подогрев бетона в процессе приготовления (до 90°С), который в последующем герметично укрывается и обогревается выделяемым теплом
- Электродный прогрев (использование выделяемого тепла при прохождении через бетон электрического тока)
- Бетонирование в термоактивной (греющей) опалубке
- Метод "термоса" (использование утепленной опалубки с устройством сверху защитного слоя)
- Подготовка раствора бетона с использованием морозостойких добавок (их применение позволяет проводить работы при температуре воздуха до -25°С)
- Прогрев инфракрасными источниками тепла (ТЭНами, керамическими стержневыми излучателями, кварцевыми трубчатыми излучателями и др.)
Сейчас в зимнем строительстве наиболее часто используется метод с добавками, как наиболее экономичный и надежный способ отвердевания бетона.
- Зимнее удорожание строительства
Для нормального функционирования зимних строительных работ необходимы дополнительные условия - обогрев рабочих бытовок, очистка подъездных путей к стройплощадке от снега, дополнительный инструмент и т.д.
Данный недостаток зимнего строительства легко компенсируется ценой на строительные материалы. Зимой стройматериалы ощутимо дешевеют, так как производители снижают заводские цены и предоставляют дилерам существенные скидки. Есть еще одна причина зимнего падения цен: для того, чтобы получать достаточные объёмы продукции с заводов в летний период, дилеры порой вынуждены зимой выкупать продукцию в убыток себе, доплачивая разницу за "свой" счёт. По всем вышеперечисленным причинам разница в стоимости материалов зимой и летом может достигать 15-30%. - СНиПы и ГОСТы запрещают строить зимой В соответствии со Строительными нормами и правилами (СНиП) не рекомендуется строить и осуществлять строительство зимой, но данная рекомендация не распространятся на строительство объектов и металлоконструкций. Оно происходит по той же схеме, что и в теплые сезоны. Отличает его только более пристальное внимание к устройству фундамента, как к важному элементу здания (см. выше).
Вышеперечисленные факты наглядно демонстрируют, что большинство трудностей и проблем, связанных со строительством зимой, относятся к области мифологии. Далее проиллюстрируем некоторые очевидные преимущества строительства зимой.
- Персональное строительство промздания, склада для Заказчика
В связи с сокращением к зиме покупательской активности на здания из металлоконструкций их цена значительно уменьшается. Спад спроса заставляет строительную организацию более внимательно подходить к пожеланиям клиента. Зачастую во время летнего "горячего" строительного сезона разрабатываемые проекты зданий сильно упрощаются в связи с большим потоком клиентов и нехваткой времени. Зимой же строительные фирмы в борьбе за клиента более тщательно работают с заказанным объектом на всех этапах строительства, индивидуально подготавливая проект, строительную площадку и осуществляя монтаж. - Грязь и распутица весной и летом при строительстве
Удивительно, но зачастую подвоз металлоконструкций легче выполнять зимой, а не летом, когда дожди и слякоть могут быть серьезным препятствием для проезда грузовых машин.
Если Вы строитесь в болотистой местности, на торфяниках, на зыбкой почве, то зима практически чуть ли не единственное время года, когда возможно подъехать на грузовой машине с материалами прямо к месту строительства.
Единственное препятствие зимой - снеговые заносы, легко преодолеваются с помощью снегоуборочной машины. - Сокращение подготовительного времени на строительство промздания и оптимизация бизнес-процесса
Строительство зданий из металлоконструкций - процесс длительный: это разработка, согласование проекта, изготовление металлоконструкций, транспортировка на стройплощадку и монтаж здания, сдача объекта и подписание всех необходимых документов.
Из-за описанных выше "пустых опасений" Заказчики идут на заключение договоров только весной, но по статистике реальное строительство начинается чаще всего не раньше лета-начала осени, а ввод в эксплуатацию здания - не раньше зимы. Такая потеря полезного времени - непозволительная роскошь для любого предприятия.
Зимнее время лучше эффективно использовать в качестве подготовительных работ: выполнение проектных работ, изготовление и хранение металлоконструкций зимой на складе завода-изготовителя, а летом осуществлять непосредственный монтаж и оснастку готового здания.
И напоследок. В наше время, при современных, постоянно развивающихся технологиях не важно в какое время года начинать строительство промздания. Самое главное и трудное здесь - принять решение о начале строительства наиболее подходящего вам проекта. Ну, и конечно, нельзя не отметить еще один плюс зимнего строительства - преодоление "зимних стереотипов" позволяют Заказчику не только максимально сэкономить на проекте, и рационально использовать время, но и получить максимум внимания от строительных организаций по сравнению с другими Заказчиками, кто ждет наступления летнего сезона.
Александр Жуйков
Специалист по маркетингу компании "ПромСтальКонструкция"